Религиозные чувства верующих. Раскрытие понятия

Религия и страх Вероятно, в основе большинства религий лежит страх перед потусторонними силами. Отчего я охвачен ужасом? В Священном Писании мы читаем: Одна из функций религии — забота о спасении. От чего же мы хотим спастись? От ужаса, от бессилия, от смерти, от темных сил, от хаоса и абсурда. Многие религии представляют Бога защитником. В м псалме мысль эта звучит с патетической выразительностью: Перьями своими осенит тебя, И под крыльями Его будешь безопасен. Какой наивный и трогательный образ:

Религиозный опыт

Ваш комментарий о книге Чистяков Г. Религиозное чувство как психологический феномен Размышления о самой природе религиозного чувства представляются очень важными, потому что зачастую человек не вполне понимает, что это такое - не следовать тем или иным традициям, правилам или установлениям, но именно чувствовать Божье присутствие или , как говорил Барух Спиноза.

Такой замечательный и, на самом деле, очень глубокий по смыслу афоризм можно найти в Интернете в реплике корреспондента одной из газет, предназначенных для учителей. И не суть важно, чему была посвящена эта реплика, потому что значимо в ней именно это утверждение: Оно посещает, поражает и останавливает человека всегда неожиданно.

Чувство Бога непременно отличает внезапность.

Я начала все больше чувствовать себя католичкой и все меньше . России, а на Кавказе процент религиозных людей куда больше.

Тем не менее, религиозность людей всегда связана с чувствами и переживаниями. Эти переживания бывают различными. Они обусловлены различными особенностями восприятия мира, в том числе и различными уровнями интеллекта и знаний. В зависимости от того, каковы восприятие мира и переживания, различаются и формы религиозности. Если они примитивны, примитивной оказывается и форма религиозности. Если они более глубоки, то более глубокой оказывается и форма религиозности.

Он пишет, что у колыбели религиозных идей и переживаний стоят самые различные чувства, и рассматривает три типа религиозности: Так как на этой ступени бытия понимание причинных взаимосвязей обычно стоит на крайне низком уровне, человеческий разум создает для себя более или менее аналогичное существо, от воли и действий которого зависят страшные для него явления.

О религиозных чувствах и формах религиозности

Глава четвертая Социально-психологическая сущность религиозного утешения Религиозное утешение может быть исследовано с разных позиций. Мы исследуем религиозное утешение в социально-психологическом плане. Иначе говоря, нас интересует, как реализуется религиозное утешение в психике верующего, а также в сознании религиозной группы.

что под воздействием сильного запаха «сторожевой пес» может привести мозг в состояние готовности или породить умеренное чувство страха.

Три основных элемента религиозного чувства. Пока мне хотелось бы лишь вкратце обобщить уже известное. Понятие религиозного возбуждения не ограничивается ощущениями, которые возникают у глубоко религиозных людей во время богослужения. Другими словами, понятие религиозного возбуждения должно также распространяться на возбуждение, испытываемое покорными массами, когда они распахивают душу для восприятия речи любимого вождя, и возбуждение, испытываемое при созерцании величественных явлений природы.

Вначале мы вкратце приведем данные о религиозных явлениях, которые были получены до проведения сексуально-энергетического исследования. Социологические исследования показали, что формы и содержание различных религий зависят от уровня развития социально-экономических условий. К примеру, анималистические религии соответствуют образу жизни первобытных людей, которые жили охотой.

Во время культурного кризиса чувство бессилия перед силами природы и социальными потрясениями приводят к развитию религиозных идеологий. Социологические исследования ничего не сообщают о динамике религиозной идеологии и не позволяют понять психологический процесс, характерный для лиц, оказавшихся под влиянием данной идеологии.

Психология верующих

Марксистский его анализ предполагает, в частности, выяснение тех социальных причин и условий, которые рождают потребность в нем. Для социологии религии важно изучение социальной роли религиозного утешения, тех функций, которые оно объективно выполняет в различных общественных системах. Мы исследуем религиозное утешение в социально-психологическом плане. Иначе говоря, нас интересует, как реализуется религиозное утешение в психике верующего, а также в сознании религиозной группы.

Для выяснения этой проблемы придется в первую очередь определить специфику религиозных чувств, а также исследовать особенности их динамики в процессе богослужения и индивидуальной молитвы. Этот механизм действует не только в религиозном сознании.

Ключевые слова: Страх, Тревога, Антропология, Социальные чувства, . о том, что страх порождает всяческие фантазии – суеверия и религиозные.

Религиозное чувство Опубликовано Так, например, теоретический атеист по — существу отрицает лишь известные ему образы Бога, которые считает ложными, но стремится к истинному Богу, не осознавая этого. Религиозное чувство трудно вербализуется. называл это чувство святым. Для религиозное чувство это не концепция, черта характера или структура, а тип необычного сильнейшего переживания, всезахватывающего, вызывающего благоговейный страх.

Это уникальное переживание не может быть понято и постигнуто в рамках обычных психологических или философских категорий. Таким образом, автор подчеркивает неанализируемость религиозного чувства. В дальнейшем это чувство называлось и другими авторами как обозначающее необычное, странное и сверхъестественное переживание. считал, что такие переживания являются источником религии. Их возникновение в психике уже первобытного человека было стартовым пунктом развития религиозного мышления и лежало в основе религиозной эволюции.

Концепция тени объекта Она , очевидно, может быть использована при объяснении механизма Ребенок Он таким образом, не только интернализует свои переживания, но

Статья: О религиозных чувствах и формах религиозности:

Не всякие переживания можно считать Ч. Они являются существенным элементом религ. Маркс , как и религия в целом, превратно выражают отношения людей к господствующим над ними в повседневной жизни чуждым природным и обществ. В действительности же Ч.

Религиозный же страх имеет прямо противоположный вектор к Богу. Этот страх, а точнее будет сказать глубокое чувство благоговения, построен на.

Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 Следующая Рис. Оно указывает на смутно переживаемое религиозное чувство — скорее набожности, чем веры. Во многих церквях можно увидеть огромное облако тускло-голубого, парящее над головами собрания — неопределённое в своих очертаниях по причине неотчётливой природы мыслей и чувств, которые его вызывают. Очень часто оно покрыто пятнами коричневого и серого, поскольку невежественная вера с плачевной лёгкостью впитывает в себя гнетущую смесь стаха и эгоизма; но не в меньшей мере вырисовываются и большие потенциальные перспективы на будущее, являя нашим глазам первое слабое трепетание одного из пары крыльев — веры и мудрости, посредством которых душа поднимается к Богу, от которого и пришла.

Трудно найти более разительный контраст, чем между туманностью рис. Это не смутное полусформировавшееся чувство, это бросок в проявление величественной эмоции, глубоко коренящейся в знании факта. Человек, переживающий такое чувство — это тот, кто знает, в кого он верит; создающий такую мыслеформу — это тот, кто научился мыслить.

18.Религиозные чувства

Религиозные чувства — это эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективными существам, свойствам, связям, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым отдельным явлениям в мире и к миру в целом. Не всякие переживания можно считать религиозными, но лишь те, которые спаяны с религиозными представлениями, идеями, мифами и в силу этого приобрели соответствующую направленность, смысл, и значение.

Возникнув, религиозные чувства становятся объектом потребности — тяготения к их переживанию, к религиозно-эмоциональному насыщению. Необходимо отметить, что эмоциональные процессы верующих с точки зрения их физиологической основы и главного психологического содержания ничего специфического в себе не содержат.

С религиозными верованиями связаны обычные человеческие чувства: У верующих они имеют соответствующее предметно-образное оформление и смысл, то есть они у верующих переживаются как"страх Господень","любовь к Богу","чувство смирения","чувство греховности","радость общения с Богом","умиление иконой Богоматери","сострадание к ближнему","любовь к ближнему",.

Есть религиозная любовь, религиозный страх, религиозное чувство возвышенного, религиозная радость и т. д. Но религиозная любовь — это лишь.

Направленность религиозной личности и ее реализация. Потребности и мотивы поведения религиозной личности. Религиозная потребность принадлежит к числу духовных потребностей личности. Идейной основой религиозной потребности является вера в сверхъестественное. Религия прививает верующим систему ценностных ориентации: Носовича, говорится, что религия в специфической форме удовлетворяет некоторые социальные потребности людей: Он выделяет и специфическую религиозную потребность верующих, как потребность в общении со сверхъестественными силами через периодически возобновляющиеся культовые действия.

Потребность в совершении религиозных обрядов, молитв и т. Важной характеристикой направленности личности являются мотивы ее поведения. Под мотивами понимается все то, что побуждает деятельность человека.

Религиозные чувства

Религиозные чувства в осмыслении Вильяма Джемса аспирант кафедры религиоведения философского факультета Киевского национального университета им. Современный этап развития общества характеризуется повышением интереса к вопросам значимости религии как составного компонента духовной культуры, в которой вещи мира заново переопределяются в пространстве человека. Эта проблема актуализируется еще потому, что сегодня весь комплекс социально-экономических проблем осложняется все более глубоким культурным кризисом, вызывая духовную деградацию общества, утрату ценностных ориентиров и дальнейшее падение нравов.

Страх как социальный феномен в русской религиозной философии Философию интересуют не особенности переживаний чувства страха у тех или.

Эмоциональные процессы верующих людей с точки зрения их физиологической основы и основного психологического содержания ничего специфического в себе не содержат. С религиозными верованиями связываются самые обычные человеческие чувства: Поэтому несостоятельна попытка психологически обособить религиозное чувство, противопоставив его всем остальным.

Но, возражая против понимания религиозного чувства теологами и идеалистами, мы не должны забывать, что, связываясь с религиозными представлениями, эмоции верующих приобретают известную специфику. Своеобразие психологии верующих людей следует искать не в области их нервно—физиологических механизмов. Нет никаких особых физиологических процессов или механизмов, которые лежали бы только в основе религиозного сознания, которые были бы присущи исключительно религиозным людям. Физиологические законы высшей нервной деятельности, лежащие в основе психических процессов и явлений, одни и те же как у верующих людей, так и у неверующих.

Поэтому с помощью физиологии высшей нервной деятельности нельзя обнаружить специфики религиозного сознания. Попытки, предпринимавшиеся в этом направлении, неизбежно вели к биологизации религии.

Как преодолеть чувство страха? (прот. Владимир Головин)